Комитет по образованию

Доклад к коллегии ГИА

     Планирование и подготовка к проведению государственной итоговой аттестации начинается с начала учебного года. Государственная итоговая аттестация  по программам основного общего образования  (далее -  ГИА-9) проходит в соответствии с Порядком проведения  государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 07.11.2018 г. № 189/ 1513.

ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями  в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования    требованиям ФГОС основного общего образования. Проводится аттестация в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) с использованием контрольно-измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также в форме государственного выпускного экзамена (далее  - ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов. ГИА включает в себя 4 экзамена: два обязательных (по русскому языку и математике) и два по выбору из числа следующих учебных предметов: физика, химия, география,  биология, иностранный язык, история, обществознание и информатика. На сегодняшний день внесены все основные сведения в  региональную информационную систему, в районе организуется работа 15 пунктов проведения экзаменов, т.е. в каждой школе, где имеются выпускники 9 классов. Все пункты оборудованы металлоискателями и средствами видеофиксации.  Во всех пунктах аттестация будет проходить по технологии ТОМ, т.е. труднодоступной отдаленной местности, когда материалы для проведения экзаменов передаются по защищенным каналам связи,  и выполненные работы должны быть в день проведения экзамена отсканированы и переданы в РЦОИ по защищенным каналам связи.  Отсюда даже небольшие сбои в работе Интернет или отключения электричества могут привести к серьезным последствиям.  Контроль за соблюдением Порядка проведения ГИА будет осуществляться, как и в предыдущие годы,  аккредитованными общественными наблюдателями из числа родительских  комитетов, общественных организаций, просто граждан. В 2019 году будет аккредитовано 28 наблюдателей за проведением ГИА в 9-х классах, все они успешно прошли обучение и сдали итоговый тест не менее чем на 80 баллов. Всего в Ульчском районе будут проходить итоговую аттестацию 202 выпускника девятых классов, что на 14 человек (на 6,5 %) меньше прошлого 2018 года. Все учащиеся до 1 марта уже определились с выбором предметов. Среди предметов по выбору традиционно лидирует обществознание, его выбрали 148 учащихся; география - 75 учащихся; биология – 59 учащихся; информатика – 53  учащихся. Наименее популярными   являются физика и литература, в этом учебном году данные предметы выбрали по одному ученику. (Слайд 1)

Несколько лет в тестовом режиме обучающиеся проходят  устное итоговое собеседование по русскому языку, в 2019 году устное итоговое собеседование стало дополнительным условием допуска к государственной итоговой аттестации. Во время устного собеседования по русскому языку оценивались коммуникативные навыки девятиклассников, выявлялись их способности к ведению диалога на заданную тему, умения осуществлять монологические высказывания, ретранслировать и пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника. Основной акцент делался на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделялось не более 1-2 минут.

На устное итоговое собеседование 13 февраля было зарегистрировано 197 обучающихся,  двое на собеседование не явились без уважительной причины (следовательно к ГИА допущены в этом учебном году не будут) , 14 учеников проходили собеседование повторно, в итоге 195 учеников успешно прошли процедуру. Итоговое собеседование выпускники 9 классов проходили в своих образовательных организациях. Испытание оценивалось по системе «зачет»/«незачет».

С 2017 года в крае установлен мораторий на использование результатов ГИА для выстраивания публичных сравнительных рейтингов общеобразовательных организаций, наказания учителей, руководителей, показавших низкие результаты. Это не относится к нарушениям требований по проведению ГИА, основными причинами нарушений в отдельных пунктах становятся недобросовестное отношение руководителей  ППЭ к своим обязанностям, ошибки технических специалистов, умышленное нарушение требований участниками экзаменов.  Нарушения рассматриваются Государственной экзаменационной комиссией, нарушители привлекаются в административной ответственности, а результаты работы аннулируются. К сожалению, в 2019 году во время проведения устного итогового собеседования,  в двух общеобразовательных организациях  МБОУ СОШ с. Большие Санники и Мариинского сельского поселения были допущены нарушения порядка проведения,  которые привели к тому, что работы учащихся не были допущены к обработке,  и выпускникам пришлось повторно проходить собеседование. В одном случае причиной стала невнимательность организатора и ответственного организатора, а в школе с. Большие Санники недобросовестное отношение руководителя,  технического специалиста и организатора к своим обязанностям.

В форме ОГЭ  итоговую аттестацию будут проходить 181 и в форме ГВЭ 21 обучающийся. Число участников государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 16  чел., а число участников аттестации в форме ГВЭ наоборот увеличилось на 5 чел, но как уже сказано выше    общее число выпускников 9-х классов в районе снижается.  В 2019 году возникли проблемы с регистрацией участников с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) на экзамены. В связи с отсутствием на 1 марта в районе территориальной психолого-медико-педагогической комиссии не было возможности провести обследование данной категории участников ГИА, заключения были получены только в середине апреля.  Ходатайство комитета по образованию о присвоении  статуса ОВЗ,  замене ОГЭ на ГВЭ и сокращении количества экзаменов до двух обязательных находится в ГЭК, решение комиссии  еще не получено.

Краткие результаты ОГЭ по обязательным  предметам

(таблица 1)

Русский язык сдавали 192 чел. (2017 год – 182 чел.).    Средний оценочный балл составил 3,71 (2017 год – 3,81), процент качества обучения – 54,69% (2017 год – 60,99%), доля неудовлетворительных отметок – 1,56% (2017 год – 0,55%). Выше среднекраевого показателя процент качества по русскому языку   в школе с. Савинское  - 75 % и с. Киселевка  - 100 %, близки к краевым результаты в школе п. Циммермановка - 61,54 %

(таблица 2)

Математику сдавали 196 чел. (2017 год – 184 чел.). Средний оценочный балл составил 3,41 (2017 год – 3,46), процент качества обучения – 39,80 % (2017 год – 42,39%), доля неудовлетворительных отметок – 3,06% (2017 год – 2,72%). Выше среднекраевого показателя процент качества по математике   в школе   с. Киселевка  - 100 % и Де-Кастри – 60 %, близки к краевым результаты в школе с. Софийск - 52,94 %

таблица  3

Сравнение результатов ГИА в Ульчском районе  по   предметам по выбору

Обществознание сдавали 139 чел. (2017 год – 142 чел.)  Количество неудовлетворительных результатов выросло в сравнении с 2017 годом, процент качества снизился на 5, 79 %. Неудовлетворительные результаты имеют школы с. Сусанино-2 уч, Богородского и Солонцов по 1 уч. высокие результаты показали в школах п. Мариинский рейд процент качества  - 75 (из 8 участников шесть сдали на 4 и 5), 50 % качество в школах сел Киселёвска и Б. Санники.

Географию сдавали 69 чел. (2017 год – 59 чел.)   Средний оценочный балл вырос и составил 3,46 (2017 год – 3,31), процент качества также повысился и составил – 47,83% (2017 год – 32,2%), но доля неудовлетворительных отметок не уменьшилась – 7,25% (2017 год – 6,78%). Хорошие  результаты по географии в школах п. Мариинский рейд 72, 73 процент качества (8 из 11 учащихся сдали на 4 и 5), с. Киселевка процент качества 66,67.

Биологию сдавали 74чел.из 11 школ района (2017 год – 57 чел.) Неудовлетворительных оценок нет, но процент качества значительно ниже краевого 28,38 (краевой 39,29). Высокое качество в школах с. Софийск  - 100 % (сдавал 1 ученик), п. Мариинский рейд -66,7 % (3 участника) и п. Де-Кастри 12 участников  - 50 %.

 Информатику и ИКТ сдавали 38 чел. (2017 год – 40 чел.) из 6 школ  района.    Средний оценочный балл составил 3,42 (2017 год – 3,60), процент качества – 34,21% (2017 год – 47,50%), доля неудовлетворительных отметок – 2,63% (2017 год – 0 %).  

   Относительно прошлого года улучшились результаты по истории, отсутствуют  неудовлетворительные оценки, вырос процент качества на 16, 34 %,  хотя все равно значительно ниже краевого.

Физику сдавали 27 чел. (2017 год – 23 чел.) результаты остались на прежнем уровне.  

 Химия, английский язык и литература остаются не самыми популярными предметами. По химии в 2018 году показан результат выше краевого. Сдавали предмет 15 участников из 6 школ района. Хочется отметить выпускников из школ с. Богородское, с. Тахта, п. Де-Кастри и Циммермановка – где все участники экзамена получили хорошо и отлично за экзамен. Районный процент качества 80. Также достойные результаты показали учащиеся по английскому языку  (Богородская школа – 2 ученика и Декастринская школа – 5 учеников) процент качества 100, и литературе (школы с. Булава и Софийск) также качество 100 процентов.

Таблица 4

 

Участники с ОВЗ как правило, экзамены по выбору не сдают, ограничиваясь обязательными экзаменами по русскому языку и математике. Результаты ГВЭ представлены в таблице, неудовлетворительных результатов нет, но и средний балл и процент качества значительно ниже краевых показателей.

в 2018 году один ученик сдавал ГВЭ по географии и обществознанию (из школы с. Киселевка) и показал хорошие результаты, получил оценку «хорошо» за оба экзамена.

 таблица 5

На следующей таблице приводятся данные об участниках ОГЭ, получивших неудовлетворительный результат в сравнении с другими муниципальными районами края. Из 35  выпускников 9-х классов,  не получивших аттестаты об основном  общем образовании, семь выпускников Ульчского района, что составляет 20 %.

Таблица 001 Результаты ГИА по русскому языку в образовательных организациях в 2018 году

ТАБЛИЦЫ к документу